Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Партнерство бизнеса и НКО складывается удачно, если компания предоставляет грамотный менеджмент и финансовую поддержку, а некоммерческая организация – экспертизу в своей области.

Все чаще можно услышать о проектах, в которых бизнес и некоммерческие организации становятся партнерами. Крупные компании и даже средний бизнес делают помощь обществу частью стратегии своего развития и осваивают практики корпоративной социальной ответственности. Готовы ли НКО, со своей стороны, быть в этой работе равными партнерами, а не только просителями? Несколько правил, которые помогут выработать стратегию вашего сотрудничества и избежать ошибок.

  1. Соберите информацию, чтобы сделать выгодное предложение

Прежде чем отправляться на встречу с представителями бизнеса, внимательно изучите профиль компании: чем она занимается, на что направлены ее уже существующие проекты? Близки ли ваши ценности? С какими партнерами из третьего сектора компания уже сотрудничает? Опираясь на эти детали, сформулируйте свой запрос – так, чтобы он отвечал вашим потребностям и в то же время был интересен потенциальному партнеру.

«Бывает, представители НКО даже не готовятся к встрече, не задают вопросы — идут и воспроизводят одну и ту же фандрайзинговую «пластинку», — делится наблюдениями Алексей Газарян, бизнес-тренер, консультант в области социальных практик и благотворительности. — Такая позиция редко находит понимание у деловых партнеров. Нужно искать способы рассказать о себе так, чтобы бизнесу тоже было интересно. Я бы подумал о том, почему именно мое обращение должны выделить из сотни других».

  1. Найдите точку пересечения интересов

Вот несколько наиболее очевидных выгод КСО для компании, готовой предоставить поддержку. Благотворительные акции для укрепления отношений внутри трудового коллектива, повышение корпоративной культуры. Возможность ускорить решение проблем в регионах, выстраивание связей с местными сообществами. Улучшение качества жизни и повышение привлекательности компании как работодателя. Крупные корпорации могут видеть в КСО и средства для системной работы на будущее – как своего региона, так и самой организации.

«Нам важно содействовать устойчивому развитию людей и сообществ, обеспечивать в регионах, где мы работаем, социальную стабильность и комплексную безопасность, поэтому от точечных пожертвований и шефской помощи мы перешли к социальным инвестициям, — рассказывает Светлана Ивченко, директор департамента социальной политики компании «Норникель». — Компания уделяет особое внимание развитию местных сообществ: мы стараемся поддерживать социальные инициативы и проекты соцпредпринимателей, вкладываем ресурсы в объекты социальной инфраструктуры, в сохранение уникального биоразнообразия природы Севера. Наши основные приоритеты в сфере КСО: безопасность, окружающая среда, общество. И, вкладываясь в развитие привлекательных местных сообществ, мы выигрываем конкуренцию за персонал».

3.

  1. Начните с волонтерских программ

Какими бы благородными ни были цели НКО, рассчитывать, что бизнес будет помогать только из филантропических соображений – значит, как минимум закрывать для себя часть перспектив сотрудничества. Допустим, есть люди и компании, которые ценят то, что вы делаете, и готовы безвозмездно вкладывать ресурсы в ваши проекты. Но даже их мотивация окажется заметно выше, если вы дадите им что-то, что удовлетворяет их собственным запросам.

«Начните с волонтерства, оно поможет установить доверительные отношения, — советует Татьяна Бачинская, директор Центра развития филантропии «Сопричастность», главред портала и журнала «Бизнес и общество». — Вовлекая сотрудников компании в качестве добровольцев в свои проекты, НКО получают не только приверженцев организации, но и повышают собственные компетенции».

  1. Определите границы допустимого

Начиная сотрудничество, необходимо определиться с собственной этикой. Здесь нет готового рецепта, в каждой конкретной ситуации вам придется принимать решение: может ли благотворительная акция быть поводом для пиара или работать как инструмент тимбилдинга компании? Какую информацию о подопечных фонда или участниках проекта вы готовы предоставить общественности? Прежде чем начинать партнерский проект, следует ответить себе на эти вопросы.

«Кроме того, важно учитывать, что свои представления об этике в социальных проектах будут и у ваших партнеров, — напоминает Алексей Газарян. — И здесь тоже не может быть единого «кодекса»: кто-то будет возражать против того, чтобы были опубликованы фотографии сотрудников компании, или не захочет предоставлять свой логотип, а кто-то, наоборот, будет настаивать на обнародовании сюжетов, которые в НКО посчитают слишком личными. Чем детальнее вы оговорите все заранее, тем больше шансов избежать конфликтов и получить надежные связи на много лет вперед».

  1. Выступайте экспертами, а не только просителями

КСО дает возможность создавать конкретные социальные механизмы – они меняют качество жизни всего общества. Не все представители НКО и бизнеса это осознают. «Компании только начинают понимать, что надо вкладываться не в адресную помощь, а подходить к решению социальных проблем более стратегически, — говорит Татьяна Бачинская. – Помогая бизнесу выстраивать эффективную социальную политику, предоставляя профессиональную экспертизу в своей области, вы качественно меняете статус сотрудничества».

«Как правило, НКО сосредоточены на решении конкретных проблем, но не имеют средств их предотвратить —  здесь нужны ресурсы и влияние бизнеса, — добавляет Светлана Ивченко. — Для этого важно делиться своим видением ситуации с партнерами, не жалеть времени, чтобы формулировать для них свои установки, быть готовыми стать экспертами и консультантами, «проводниками» в той сфере, которой занимается НКО. Нередко системное изменение ситуации возможно лишь с участием органов власти. А властные структуры с большей вероятностью заметят начинание, если в нем участвуют не только общественные объединения, но и бизнес».

6.

  1. Работайте на репутацию

Частая ошибка при поиске партнеров в бизнесе – ожидание быстрой отдачи. Компании, как правило, ориентируются на долгосрочные отношения, в которых доверие и понимание возрастают со временем – через пару лет партнеры выходят на принципиально другие объемы сотрудничества. Конечно, такое партнерство потребует больше времени и сил, нужно быть готовыми в него вкладываться, предупреждает Татьяна Бачинская.

Опыт удачного сотрудничества в прошлом – еще один важный фактор, на который ориентируются компании, выбирая партнеров для акций КСО. Кроме того, немалую роль играет «сарафанное радио» — важны открытость и профессионализм НКО, налаженные связи с местной администрацией и коллегами по сектору. «Тщательно соблюдайте взятые на себя обязательства, фиксируйте все договоренности письменно», — советует Алексей Газарян.

Нередко компании предпочитают выбирать партнеров на конкурсной основе – по заявкам видно, насколько четко НКО анализирует проблему, легче спрогнозировать устойчивость проекта после окончания финансирования.

«Для участия в программе личных пожертвований «Норникеля» мы запрашиваем у НКО развернутую заявку: опыт работы, на что требуются средства, презентация для нашего комитета по благотворительности, готовность предоставить качественные материалы по уже реализованным проектам, — перечисляет Светлана Ивченко. —  Это важно, потому что компания берет на себя ответственность по определению фонда, а затем предлагает сотрудникам принять участие в помощи. И только так наши работники могут быть уверены, что им предложены организации, которым действительно нужна помощь, а пожертвованные средства пойдут на обозначенные цели. Итоговую сумму сбора компания удваивает – то есть мы собираем гарантии и для вклада компании тоже».

Ссылка на ресурс https://www.miloserdie.ru/article/partner-ne-prositel-6-pravil-dlya-nko-v-obshhenii-s-biznesom/

Привлечение НКО в сферу оказания услуг населению – один из нынешних приоритетов государства. Доступ к этому рынку открывает для НКО огромные возможности, и с точки зрения налаживания более тесных контактов с населением, и в смысле повышения финансовой устойчивости. Насколько НКО к этому готовы и способны ли конкурировать с другими участниками рынка? Конкуренция будет жесткой: ведь услуги населению – это практически гарантированный спрос, а значит сверхстабильный источник дохода.

АСИ представляет результаты специального исследования «Перспективы НКО в качестве поставщиков общественной пользы», выполненного по заказу агентства группой ЦИРКОН. Основные выводы исследования, в котором принимали участие 335 руководителей НКО и 25 представителей региональной и муниципальной власти с опытом взаимодействия с некоммерческим сектором, таковы.

Разгосударствление социальных услуг – своевременная и неизбежная мера

Так думают большинство участников исследования. В той или иной степени готовы участвовать в этом процессе более 80% НКО, представители власти согласны оказывать им всяческое содействие. 46% НКО предпочли бы обойтись без посредников, чтобы заинтересованные потребители обращались к ним напрямую. Примерно треть считают возможным включение в схему госструктур, либо в роли оператора, распределяющего запросы (11%), либо в роли непосредственного заказчика социальных услуг (21%).

В целом организации третьего сектора готовы расширять свою деятельность, осваивать новые виды услуг и работать с новыми аудиториями. В то же время некоторые НКО подчеркивают, что это ресурсоемкий процесс, и потому рассчитывают на кадровую и финансовую поддержку.

Опрошенные представители власти интерпретируют вопросы финансирования НКО почти исключительно в привычных им проектных категориях – в соответствии с моделью софинансирования, когда наличие собственного или привлеченного финансирования является обязательным условием получения государственного или муниципального гранта. Обязательность такой схемы респонденты объясняют требованиями избежать потребительского отношения некоммерческих организаций к распределяемым бюджетным деньгам.

Какие услуги можно делегировать третьему сектору

Представители НКО и органов власти примерно одинаково очерчивают круг социальных услуг, которые могут быть делегированы третьему сектору: соцзащита и соцобеспечение, просвещение, работа с молодежью и другие услуги социокультурного и гуманитарного содержания. Нельзя передавать в управление НКО услуги в сфере основного образования (дополнительного – можно) и здравоохранения.

Готовность к условиям рыночной конкуренции

Заявляют о готовности работать в рыночных реалиях примерно половина НКО-участниц исследования, в большей мере это характерно для организаций, имеющих опыт оказания платных услуг. Интересно, что наиболее комфортным конкурентом респонденты считают другие некоммерческие организации. Почти две трети НКО сообщают, что ради выхода на рынок социальных услуг или укрепления позиций на нем могли бы сменить свои стратегические приоритеты.

Успех НКО на рынке, по мнению представителей третьего сектора, будет зависеть в первую очередь от того, насколько государство готово создавать для этого благоприятные условия. НКО рассчитывают, что власти будут задавать «правила игры» — обеспечат законодательное и административное содействие процессу разгосударствления социальной сферы, предоставят НКО равный доступ к государственному и муниципальному заказу, будут проводить честные конкурсы. При этом НКО осознают, что и от них самих многое зависит – им предстоит обеспечить качество «продукта» и эффективное продвижение организации в роли поставщика социальных услуг.

Помешать им выйти на рынок соцуслуг, как отмечают НКО, могут в том числе кадровые проблемы, нехватка помещений и вообще материально обеспечения, а также инертность органов власти и эмоциональные перегрузки персонала НКО. У некоторых организаций опасения вызывает необходимость адаптации уставных документов к новым видам деятельности.

Преимущества НКО в качестве субъекта социальных услуг

НКО, по мнению респондентов, обеспечат персонализированный подход, расширится спектр предоставляемых социальных услуг, будет ниже их себестоимость, будет меньше бюрократических процедур. 74% опрошенных представителей НКО в той или иной степени уверены, что некоммерческие организации оказывают соцуслуги более качественно, чем государственные или муниципальные учреждения, 62% – более качественно, чем коммерческие.

Риски разгосударствления социальной сферы: мнение НКО

В числе рисков, с которыми может быть сопряжено делегирование государственных полномочий, представители НКО называют возможную коммерциализацию социальной сферы, отсутствие стандартов и возникающую в связи с этим вероятность потери качества оказания услуг, отсутствие нормативного оформления процесса разгосударствления, неготовность чиновников к преобразованиям и т.д.

по данным сайта https://www.asi.org.ru/article/2013/09/18/sotsial-ny-e-uslugi-v-ispolnenii-nko-ozhidaniya-i-riski/

Гранты в форме субсидий. Государственный (муниципальный заказ)//Развитие финансово-экономической устойчивости российских НКО. Аналитическая записка. С. 33-38

http://nkozakon.ru/wp-content/uploads/2013/08/Analit_finstabilNGO.pdf

 

Субсидии органов власти//100 вопросов про НКО. С. 45-47

http://nkozakon.ru/wp-content/uploads/2013/09/100.pdf 

 

Совершенствование процесса проведения государственных закупок

http://www.iblfrussia.org/upload/iblock/239/

 

 

Decrease font size Default font size Increase font size

Информация о проекте

Проект "Информационно-аналитической системы НКО" инициирован Департаментом экономического развития Белгородской области и Центром инноваций социальной сферы Белгородской области. Основная цель: предоставить представителям некоммерческих организаций полноценную и достоверную информацию о развитии НКО в Белгородской области и в России в целом. А также организовать площадку для обмена опытом, получения дополнительных знаний и получения информации о проводимых конкурсов финансирования НКО.